Preview

Анналы хирургической гепатологии

Расширенный поиск

Сравнение результатов освоения технологии лапароскопической резекции печени при самообучении и в процессе программы наставничества

https://doi.org/10.16931/1995-5464.2024-4-81-89

Аннотация

Цель. Сравнение кривой обучения лапароскопической резекции печени по программе наставничества с кривой обучения хирурга экспертного уровня, осваивавшего операцию самостоятельно.

Материал и методы. Ретроспективно изучены результаты лапароскопических резекций печени за 2015–2020 гг., выполненных хирургом экспертного уровня (хирург 1) и хирургом, обучавшимся по программе наставничества (хирург 2). Использован метод кумулятивных сумм для оценки изменений индекса сложности и периоперационных результатов при обучении хирургов. Сложность резекции оценивали по критериям IWATE.

Результаты. Хирург 1 выполнил 174 операции, хирург 2 – 37. Длительность начального периода у хирургов 1 и 2 составила 20 и 16 резекций, периода расширения показаний – с 21-й по 40-ю и с 17-й по 37-ю резекцию. В начальном периоде у хирургов 1 и 2 не выявлено различий в сложности резекций (p = 0,131), интраоперационной кровопотере (p = 0,505) и частоте осложнений (p = 0,552). Время операции у хирурга 1 было достоверно больше, чем у хирурга 2 (p = 0,007). При сравнительном анализе 2-го периода обучения у хирурга 1 индекс сложности был достоверно больше (p = 0,008). Не выявлено отличий в частоте осложнений: 4 (20%) и 3 (15%) наблюдения (p = 0,507). У хирурга 2 в периоде расширения показаний отмечена достоверно меньшая кровопотеря (p = 0,033), меньшее среднее время оперативного вмешательства (p = 0,002).

Заключение. Обучение лапароскопической резекции печени происходит быстрее в условиях наставничества. Отмечена тенденция к уменьшению времени операции и кровопотери при обучении по программе наставничества. Передача опыта от наставника допускает возможность отсутствия экспертного уровня в открытой резекционной хирургии печени, но не исключает необходимости владения навыками выполнения открытых резекций низкой и средней сложности.

Об авторах

Д. Е. Коваленко
ГБУЗ “Московский клинический научный центр им. А.С. Логинова” Департамента здравоохранения города Москвы
Россия

Коваленко Дмитрий Евгеньевич – научный сотрудник отдела гепатопанкреатобилиарной хирургии ГБУЗ МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗ города Москвы.

111123, Москва, шоссе Энтузиастов, д. 86



М. Г. Ефанов
ГБУЗ “Московский клинический научный центр им. А.С. Логинова” Департамента здравоохранения города Москвы
Россия

Ефанов Михаил Германович – доктор мед. наук, заведующий отделом гепатопанкреатобилиарной хирургии ГБУЗ МКНЦ им. А.С. Логинова ДЗ города Москвы.

111123, Москва, шоссе Энтузиастов, д. 86



Список литературы

1. Abu Hilal M., Aldrighetti L., Dagher I., Edwin B., Troisi R.I., Alikhanov R., Aroori S., Belli G., Besselink M., Briceno J., Gayet B., D'Hondt M., Lesurtel M., Menon K., Lodge P., Rotellar F., Santoyo J., Scatton O., Soubrane O., Sutcliffe R., Van Dam R., White S., Halls M.C., Cipriani F., Van der Poel M., Ciria R., Barkhatov L., Gomez-Luque Y., Ocana-Garcia S., Cook A., Buell J., Clavien P.A., Dervenis C., Fusai G., Geller D., Lang H., Primrose J., Taylor M., Van Gulik T., Wakabayashi G., Asbun H., Cherqui D. The Southampton Consensus Guidelines for laparoscopic liver surgery: from indication to implementation. Ann. Surg. 2018; 268 (1): 11–18. https://doi.org/10.1097/SLA.0000000000002524

2. Vigano L., Laurent A., Tayar C., Tomatis M., Ponti A., Cherqui D. The learning curve in laparoscopic liver resection. Ann. Surg. 2009; 250 (5): 772–782. https://doi.org/10.1097/SLA.0b013e3181bd93b2

3. Lin C.W., Tsai T.J., Cheng T.Y., Wei H.K., Hung C.F., Chen Y.Y., Chen C.M. The learning curve of laparoscopic liver resection after the Louisville statement 2008: will it be more effective and smooth? Surg. Endosc. 2016; 30 (7): 2895–2903. https://doi.org/10.1007/s00464-015-4575-1

4. Van der Poel M.J., Besselink M.G., Cipriani F., Armstrong T., Takhar A.S., van Dieren S., Primrose J.N., Pearce N.W., Abu Hilal M. Outcome and learning curve in 159 consecutive patients undergoing total laparoscopic hemihepatectomy. JAMA Surg. 2016; 151 (10): 923. https://doi.org/0.1001/jamasurg.2016.1655

5. Aghayan D.L., Kazaryan A.M., Dagenborg V.J., Røsok B.I., Fagerland M.W., Waaler Bjørnelv G.M., Kristiansen R., Flatmark K., Fretland Å.A., Edwin B. OSLO-COMET Survival Study Collaborators. Long-Term oncologic outcomes after laparoscopic versus open resection for colorectal liver metastases: a randomized trial. Ann. Intern. Med. 2021; 174 (2): 175–182. https://doi.org/10.7326/M20-4011

6. Halls M.C., Alseidi A., Berardi G., Cipriani F., Van der Poel M., Davila D., Ciria R., Besselink M., D'Hondt M., Dagher I., Alrdrighetti L., Troisi R.I., Abu Hilal M. A comparison of the learning curves of laparoscopic liver surgeons in differing stages of the IDEAL paradigm of surgical innovation. Ann. Surg. 2019; 269 (2): 221–228. https://doi.org/10.1097/SLA.0000000000002996

7. Ban D., Tanabe М., Ito Н., Otsuka Y., Nitta Н., Abe Y., Hasegawa Y., Katagiri Т., Takagi С., Itano О., Kaneko Н., Wakabayashi G. A novel difficulty scoring system for laparoscopic liver resection. J. Hepatobiliary Pancreat. Sci. 2014; 21 (10): 745–753. https://doi.org/10.1002/jhbp.166

8. Khan N., Abboudi H., Khan M.S., Dasgupta P., Ahmed K. Measuring the surgical 'learning curve': methods, variables and competency. BJU Int. 2014; 113 (3): 504–508. https://doi.org/10.1111/bju.12197

9. Bagante F., Spolverato G., Strasberg S.M., Gani F., Thompson V., Hall B.L., Bentrem D.J., Pitt H.A., Pawlik T.M. Open hepatectomy: a comparative analysis of the National Surgical Quality Improvement Program Database. J. Gastrointest. Surg. 2016; 20 (9): 1608–1617. https://doi.org/10.1007/s11605-016-3202-3

10. Nomi T., Fuks D., Kawaguchi Y., Mal F., Nakajima Y., Gayet B. Learning curve for laparoscopic major hepatectomy. Br. J. Surg. 2015; 102 (7): 796–804. https://doi.org/10.1002/bjs.9798

11. Van der Poel M.J., Besselink M.G., Cipriani F., Armstrong T., Takhar A.S., van Dieren S., Primrose J.N., Pearce N.W., Abu Hilal M. Outcome and learning curve in 159 consecutive patients undergoing total laparoscopic hemihepatectomy. JAMA Surg. 2016; 151 (10): 923. https://doi.org/0.1001/jamasurg.2016.1655


Рецензия

Для цитирования:


Коваленко Д.Е., Ефанов М.Г. Сравнение результатов освоения технологии лапароскопической резекции печени при самообучении и в процессе программы наставничества. Анналы хирургической гепатологии. 2024;29(4):81-89. https://doi.org/10.16931/1995-5464.2024-4-81-89

For citation:


Kovalenko D.E., Efanov M.G. Comparison of the results of mastering laparoscopic liver resection technology through self-learning and a mentoring program. Annaly khirurgicheskoy gepatologii = Annals of HPB Surgery. 2024;29(4):81-89. (In Russ.) https://doi.org/10.16931/1995-5464.2024-4-81-89

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-5464 (Print)
ISSN 2408-9524 (Online)