ПЕЧЕНЬ
Цель исследования. Системный анализ клинических и эпидемиологических факторов риска бактериальных осложнений после трансплантации печени, оценка эффективности алгоритма их профилактики.
Материал и методы. Анализировали результаты лечения 1000 реципиентов, которым с апреля 2008 г. по апрель 2023 г. выполнена трансплантация печени. Оценивали связь инфекций, ассоциированных с оказанием медицинской помощи, с основными факторами риска, в том числе контаминацией различных локусов донора и консервирующего раствора.
Результаты. Частота инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, составила 22,2%. Совокупная частота контаминации донорского органа и реципиента составила 9,85%. Перенос инфекции произошел в 29% наблюдений. Сепсис развился у 8% всех реципиентов с инфекцией, связанной с оказанием медицинской помощи. Летальность при сепсисе составила 70%. Общая госпитальная летальность после трансплантации печени составила 9,3%. Экстренные показания к трансплантации были в 10,7% наблюдений. При однофакторном регрессионном анализе степень вклада в риск инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи, была наибольшей для балла MELD, контаминации консервирующего раствора полирезистентной флорой, тяжелой ранней дисфункции трансплантата, кровопотери и продолжительности тепловой ишемии.
Заключение. Контаминация консервирующего раствора увеличивает риск развития бактериальных осложнений после трансплантации печени. Профиль резистентности флоры влияет на срок развития этих осложнений, структуру и исход. Своевременная диагностика и меры инфекционного контроля имеют основополагающее значение для предотвращения инфекционных осложнений у реципиентов.
Цель. Изучить влияние инфекционных осложнений на результаты ортотопической трансплантации печени.
Материал и методы. Анализировали результаты 159 ортотопических трансплантаций полноразмерной посмертной печени за 2013–2022 гг. Хирургические осложнения классифицировали по Clavien–Dindo (2004). Особое внимание уделяли микробиологическому исследованию биологических жидкостей с определением вида возбудителя и чувствительности к антимикробным препаратам. Определение выделенных культур и чувствительности к антибактериальным препаратам проводили с помощью автоматических анализаторов. Чувствительность и резистентность к антимикробным препаратам определяли согласно рекомендациям Европейского комитета (EUCAST, www.eucast.org).
Результаты. В настоящее время живы 78 из 141 пациентов. После выписки 42 реципиента скончались от различных причин в течение 4–124 мес. Госпитальная летальность составила 9,9% после первичных пересадок печени и 38,9% – после ретрансплантаций. В последнее время в спектре возбудителей преобладают K. pneumoniae (18,8%), E. coli (18,7%), C. albicans (9,7%). При микробиологическом исследовании после первичной трансплантации чаще выделяли возбудителей из раневого отделяемого, после ретрансплантации – из билиарной системы.
Заключение. Инфекционные осложнения остаются значимой причиной неудовлетворительных результатов трансплантации печени. Наибольшая негативная прогностическая роль принадлежит билиарной инфекции, вызванной полирезистентными возбудителями, в сочетании с недостаточностью артериального кровоснабжения трансплантата.
Цель. Улучшить результаты хирургического лечения пациентов с циррозом печени, осложненным клинически значимой портальной гипертензией, выполнением TIPS с селективной эмболизацией желудочных вен.
Материал и методы. Изучены ближайшие и отдаленные результаты лечения 62 больных циррозом печени: в I группе 27 больным выполнили TIPS с селективной эмболизацией одной левой желудочной вены, во II группе 35 больным осуществили TIPS с селективной эмболизацией ≥2 желудочных вен. Апробирован неинвазивный способ прогнозирования риска кровотечения из варикозных вен желудка и пищевода после TIPS c селективной эмболизацией вен желудка: сравнивали результаты МРТ и ЭГДС до и после операции (n = 14).
Результаты. Максимальная продолжительность наблюдения составила 72 мес. В раннем периоде после TIPS с эмболизацией левой желудочной вены кровотечения из вен пищевода не было, но в отдаленном периоде кровотечение развилось у 2 (7,4%) больных. Через 6–72 мес после TIPS с эмболизацией левой желудочной вены и задней желудочной вены, а также – по показаниям – коротких вен желудка рецидивов варикозного кровотечения не было. Способ прогнозирования риска кровотечения после TIPS оказался эффективным у всех 14 больных при сроке наблюдения 6 мес (заявка на изобретение №2022129022).
Заключение. Полученные результаты подтвердили эффективность TIPS с эмболизацией желудочных вен. Оригинальная патентная разработка определила технику, показания и особенности выполнения вмешательства.
Цель. Оценка ближайших и отдаленных результатов двухэтапной резекции печени методом ALPPS.
Материал и методы. В ретроспективный анализ включены 7 пациентов (средний возраст 62 года) с объемом интактной паренхимы печени (будущий остаток печени, Future Liver Remnant, FLR) <25%. Всем больным выполнили ALPPS с 2014 по 2021 г. Оба этапа ALPPS выполнены традиционным способом. Прирост интактной паренхимы на 6–8-е сутки после I этапа оценивали КТ-волюметрией. Анализировали основные операционные характеристики, частоту послеоперационных осложнений по Clavien–Dindo и ISGLS, время без прогрессирования и продолжительность жизни.
Результаты. Медиана продолжительности I этапа ALPPS составила 250 мин, медиана кровопотери – 600 мл, II этапа – 210 мин и 300 мл. Медиана FLR до и после I этапа ALPPS составила 15,3 и 31,6%. Медиана гипертрофии FLR после I этапа ALPPS составила 123%. Медиана интервала между I и II этапами ALPPS составила 10 сут. Всем больным выполнена резекция R0. Частота послеоперационных осложнений после I этапа ALPPS составила 14,3% (Clavien–Dindo I), после II этапа – 57,1% (Clavien–Dindo III–V). Летальность в течение 90 дней после II этапа ALPPS составила 14,3%. Медиана наблюдения – 25 мес. Медиана времени без прогрессирования у 6 больных, оперированных по поводу метастазов колоректального рака, составила 6 мес, медиана продолжительности жизни – 31 мес. Пациент, перенесший ALPPS по поводу гепатоцеллюлярного рака, жив, признаков прогрессирования болезни нет.
Заключение. ALPPS обеспечивает быстрый и более чем двукратный прирост FLR и увеличивает вероятность выполнения резекции R0 у больных с исходно нерезектабельными первичными и вторичными опухолями печени. Однако ближайшие результаты ALPPS неудовлетворительные. Показания к операции предельно спорные ввиду развития лекарственных методов лечения, методов абляции и радиотерапии.
ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА
Цель. Улучшить результаты панкреатодуоденальной резекции определением оптимального реконструктивного этапа на основании объективной оценки функционального состояния верхнего отдела желудочно-кишечного тракта с помощью модифицированного “двойного” сцинтиграфического исследования.
Материал и методы. С 2016 по 2022 г. выполнено 147 панкреатодуоденальных резекций. На 30-е и 90-е сутки после операции больным выполняли “двойное” сцинтиграфическое исследование. Средний возраст пациентов составил 59,6 (23–83) года, соотношение мужчин и женщин – 1,27 : 1. Всем больным выполнили гастропанкреатодуоденальную резекцию или панкреатодуоденальную резекцию с сохранением привратника. По варианту реконструктивного этапа операций пациентов разделили на 3 группы. В 1-й группе выполняли реконструкцию по Чайлду, во 2-й группе – реконструкцию по Чайлду и формирование межкишечного анастомоза по Брауну, в 3-й группе реконструктивный этап осуществляли на выключенной по Ру петле тощей кишки.
Результаты. В результате проведения “двойного” сцинтиграфического исследования наилучший результат на 30-е и 90-е послеоперационные сутки был отмечен у пациентов, перенесших панкреатодуоденальную резекцию с сохранением привратника, реконструктивным этапом по Чайлду с формированием межкишечного анастомоза по Брауну.
Заключение. “Двойное” сцинтиграфическое исследование позволяет объективно определить моторно-эвакуаторную функцию желудка, билиодигестивного анастомоза и моторику тонкой кишки. На основании этого был определен оптимальный вариант реконструкции после панкреатодуоденальной резекции у больных с новообразованиями головки поджелудочной железы, периампулярной области и хроническим панкреатитом.
ЖЕЛЧНЫЕ ПУТИ
Цель. Изучить возможности УЗИ в оценке патоморфологических изменений стенки желчного пузыря по критериям А1 и А2 и тяжести острого холецистита по шкалам G1–G3.
Материал и методы. Анализировали результаты обследования и лечения 556 больных острым холециститом за последние 2 года. Рассматривали данные клинико-лабораторных исследований и УЗИ, их совпадение с результатами гистологического исследования удаленного желчного пузыря.
Результаты. Совпадение клинико-лабораторных данных с патогистологическими данными при G1 было в 84,9% наблюдений, G2 – в 74,5%, G3 – в 63,2%, совпадение результатов УЗИ с патогистологическими данными при А1 отмечено в 81,54% наблюдений, при А2 – в 86,59%. Частота послеоперационных осложнений при G1 составила 4,6%, при G2 – 8,4%, при G3 – 32,1%, при А1 – 6,8% и А2 – 27,7%. Летальные исходы были только в группе пациентов G3 (3,77%) и А2 (2,12%), общая послеоперационная летальность составила 0,42%, частота послеоперационных осложнений – 10,94%.
Заключение. УЗИ у 86,6% больных острым холециститом позволяет оценить патоморфологические изменения стенки желчного пузыря, что существенно облегчает принятие решения о сроках и объеме хирургического вмешательства.
Цель. Изучить причины миграции камней из желчного пузыря в магистральные желчные протоки после эндоскопической литэкстракции и разработать способы профилактики рецидива механической желтухи до холецистэктомии.
Материал и методы. 328 пациентам с калькулезным холециститом и механической желтухой после эндоскопической папиллосфинктеротомии, литэкстракции и восстановления адекватного оттока желчи была рекомендована отсроченная холецистэктомия. 23 пациента были повторно госпитализированы с рецидивом механической желтухи, причиной которой был рецидивный холедохолитиаз. Всем больным в течение 12 ч госпитализации выполнили дуоденоскопию, эндоскопическую ретроградную холангиографию и литэкстракцию. В качестве возможных причин рецидива холедохолитиаза изучали размеры камней в желчном пузыре, диаметр пузырного протока и уровень его впадения в общий печеночный проток, а также протяженность ранее выполненной папиллотомии.
Результаты. Множественные конкременты желчного пузыря 2–4 мм и низкое впадение пузырного протока в общий печеночный проток были выявлены у всех 23 больных, увеличение диаметра пузырного протока >5 мм – у 18. У 10 пациентов первоначальная папиллотомия была <8 мм.
Заключение. Факторами, предрасполагающими к рецидиву механической желтухи вследствие миграции камней из желчного пузыря в желчный проток, и показаниями к его стентированию после литэкстракции до холецистэктомии являются ультразвуковые признаки мелких множественных камней желчного пузыря, низкое впадение расширенного пузырного протока в желчный проток, частичная, непротяженная папиллотомия.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Цель. Оценка различных лечебно-диагностических подходов при спонтанной перфорации желчных протоков.
Материал и методы. Сообщения о спонтанных перфорациях в системе желчных протоков, опубликованные с 01.01.2000 по 01.06.2022, были отобраны структурированным поиском в базе PubMed/Medline.
Результаты. По результатам систематического поиска в исследование было включено 58 публикаций, содержащих сведения о 71 пациенте. Наиболее частые симптомы заболевания – боль в животе (92,9%), лихорадка (39,4%), желтуха (33%). Предварительный диагноз был правильно установлен 52,1% больных. Чаще всего развитие заболевания было связано с холедохолитиазом (38%). Перфорация желчных протоков левой доли печени выявлена в 40,6% наблюдений, перфорация общего желчного протока – в 35,5%. У 42,2% больных перфорация желчных протоков привела к развитию перитонита, у 30,9% – к формированию скопления желчи или абсцессу. Подкапсульное и внутрипеченочное скопление желчи обнаружено в 18,3% наблюдений. Лечение при перфорациях с развитием подкапсульного и внутрипеченочного скопления желчи осуществляли комбинированно, применяли чрескожное чреспеченочное дренирование и эндоскопические методы. Перфорация желчных протоков с развитием распространенных форм заболевания требовала двухэтапного лечения. На первом этапе выполняли санацию брюшной полости, декомпрессию билиарного тракта. На втором этапе устраняли причину перфорации, выполняли резекционно-реконструктивное оперативное вмешательство. Летальность составила 5,6%.
Заключение. Спонтанная перфорация в системе желчных протоков – редкое патологическое состояние, являющееся осложнением заболеваний органов гепатопанкреатодуоденальной зоны. Оно требует повышенной осведомленности от абдоминальных хирургов. Основа хирургической стратегии – правильно установленный диагноз и поэтапная тактика лечения, что позволяет уменьшить частоту осложнений и летальность.
Обзор литературы посвящен изучению исторических аспектов и современному состоянию хирургического лечения при внепеченочной портальной гипертензии у детей и взрослых. Проведен анализ отечественной и англоязычной научной литературы по хирургическому восстановлению гепатопетального кровотока при внепеченочной портальной гипертензии. Обнаружены пионерские исследования отечественных авторов, которые были опубликованы раньше работ иностранных исследователей и подтверждают отечественный приоритет в изучении проблемы. Установлено, что роль восстановления гепатопетального кровотока при внепеченочной портальной гипертензии у взрослых значительно меньше изучена, чем у детей. Необходимо продолжить накопление клинического материала для определения целесообразности подобных вмешательств у взрослых.
КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Представлено два клинических наблюдения успешной резекции головки поджелудочной железы с сохранением двенадцатиперстной кишки, предпринятой по поводу хронического калькулезного панкреатита, осложненного протоковой гипертензией. На реконструктивном этапе использовали изолированный сегмент тощей кишки, выделенный в 20 см от связки Трейтца. Его проводили позади ободочной кишки, формировали панкреатоеюноанастомоз с раневой поверхностью головки и протока поджелудочной железы и дуоденоеюноанастомоз с нижне-горизонтальной частью двенадцатиперстной кишки. У первого пациента послеоперационный период протекал без осложнений. Через 6 мес отмечено улучшение внешнесекреторной функции поджелудочной железы, отсутствие болевого синдрома. У второго пациента на 10-е сутки развилось желудочно-кишечное кровотечение. Выполнен эндоскопический гемостаз. Через 1,5 мес при ЭГДС анастомоз проходим, без признаков воспаления. Примененный вариант операции обеспечивает максимально приближенное к анатомо-физиологическим условиям поступление секрета поджелудочной железы. Также способ позволяет применять эндоскопический гемостаз при развитии кровотечения из зоны анастомоза. Требуется дальнейшее изучение отдаленных результатов применения предложенного варианта операции.
ИЗ ИСТОРИИ
В статье представлена эволюция взглядов на хирургию портальной гипертензии, а также некоторые исторические аспекты ее развития. Авторами рассмотрены основные виды хирургических вмешательств, применение которых было описано при этом патологическом состоянии. Отмечено, что в середине XX века из всех предложенных вариантов сосудистых анастомозов наибольшее признание получил прямой портокавальный анастомоз. Ряд хирургов считали его классическим методом лечения при портальной гипертензии. В дальнейшем было доказано, что лучшие результаты позволяет получить формирование непрямого портокавального соустья. Преимущество портокавальных анастомозов по сравнению с другими модификациями операций обосновывали значительным уменьшением портального давления и исчезновением расширенных вен пищевода после формирования соустья. Показано, что проблема хирургического лечения больных циррозом печени и с тромбозом портальной системы, несомненно, требует более пристального внимания врачей разного профиля. Таких пациентов необходимо вести в условиях специализированных клиник и хорошо оснащенных медицинских центров.
РЕФЕРАТЫ ИНОСТРАННЫХ ЖУРНАЛОВ
ЮБИЛЕЙ
19 сентября 2023 г. исполнилось 60 лет заведующему хирургическим эндоскопическим отделением НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского, доктору медицинских наук, профессору Юрию Геннадьевичу Старкову.
ISSN 2408-9524 (Online)